vl09 (vl09) wrote,
vl09
vl09

Categories:

Гарри Поттер и четырехкомнатная квартира

Я о своих недоумениях, которые складываются в определенную картину.

Итак:
Почта совами будит ассоциации аристократических традиций. Я почему-то думаю о том, что сказал по поводу ГП Аброд - что это мол борьба миропроектов. Маглы против людей. Это ведь какое-то действительно глобальное противостояние особенных против обычных.

И что же с этими "особенными"? Жизнь у них с одной стороны все время в опасности. Представить себе такого упоротого деМорта в реальности можно разве что в качестве какого-нибудь маньяка-убийцы. Ничего себе жизнь у Поттера, мальчика-сироты - быть на постоянном прицеле кровавого психа.

Преподаватели туда же - не жалеют учеников, отправляют их на смертельноопасные задания: "схватка отняла у тебя все силы, и ты едва не погиб. В какой-то момент я даже подумал, что это произошло." Это такой веселый Домблдор делится своими наблюдениями с Гарри о его схватке с деМортом. А потом еще были Василиск, дементоры, драконы, крестражи... Мне интересно, как Поттер с ума не сходит?..



Но с другой стороны:
Дети находятся под защитой родителей. Их любви. "Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой. Твоя защита кроется в твоей коже. Именно поэтому Квиррелл, полный ненависти, жадности и амбиций, разделивший свою душу с Волан-де-Мортом, не смог прикоснуться к тебе."

У детей есть дары: мантия-невидимка, волшебные палочки, патронусы, жабросли... и пр. которыми они активно пользуются, добиваясь неизменного успеха...




Во всем этом есть какая-то ущербность. Недоделанность. Вроде - и необычайно большие возможности и какие-то смертельные ограничения... А что я хочу? хм. Ведь волшебники в истории литературы веками не были главными героями. Это если хотите несколько противоестественно. В литературном плане это большая проблема для создания драматического сюжета. Если герой всё может, то где тут конфликт?.. Поэтому и ГП и деМорт для меня выглядят как две стороны одной медали: ненормально крутые возможности доброго Гарри компенсируются болезненными планами злого деМорта. Они ничем друг от друга не отличаются.


И вот вам главный затык книжки. Собственно все ответы книги про философский камень - в речи Домблдора когда он посещает Поттера в больнице.

Итак: я сделал так, что только тот, кто хочет найти камень - найти, а не использовать, - сможет это сделать.

Мозга за мозгу западает. Найти, но не использовать. Кто-то верит в эти полумеры? Конечно Домблдор говорит о том, что найти философский камень и иметь его Поттер смог. Так и было по сюжету. В кино это проиллюстрированно тем, что камешек каким-то образом оказывается в кармане Поттера. (видно Роулинг сама возникла в зеркале Желания затолкнула ему камень и помахала ручкой))...) Я так понимаю, что камешек - это чуть ли не свойство Поттериной души. Как бы за то, что он такой кристально чистый и незапятнанный.



Тем не менее путь попадания Камня в руки Поттера неизменен - он не хотел воспользоваться этим камнем и поэтому его получил. Это дикий психический сбой, не кажется?

Я представляю себе Адама и Еву в раю, задолго до грехопадения, когда бы они бы смотрели бы на дерево жизни (это не дерево познания!) и не ели бы с него. И не могу представить.

Ну или если бы вам дарили четырехкомнатную квартиру, а вы бы сказали: нет, мне не надо, я буду на улице жить!



Здесь просматривается воспитание невероятного и болезненно комплекса для детей: "твоя жизнь ущербна". Я так понимаю, что писательница преследовала эту цель - воспитание этой неказистой истины. Почему именно эту? Может быть это связан с заказом, а может быть с ее личной жизнью, с личными взглядами на мир, а может быть с гуманистической европейской "моралью". Не знаю.

Но конечно она добивалась правдоподобия, чтобы читатели читали. Она так хорошо переработала, что ей удалось ввести эту свою идею в узнаваемую психологическую ситуацию. Что это за ситуация, которую она взяла для этого? Но при этом ее исказила? Которая узнаваема всеми, кто когда-нибудь брал на себя ответственность?



Думаю, что это ощущение жизненного тупика, когда вы отчаялись что-то изменить в жизни. Добивались, добивались, потратили огромное количество усилий и средств. А цели не достигли. Сложили руки и сдались: нет, мне не суждено. И тут оно вдруг все меняется само! Так как вы хотели. И даже еще лучше! Совершенно волшебно.

У меня такое бывало. Но я не могу сказать, что я отказывался от цели как Поттер! Я просто понимал, что все возможности использованы и что моя совесть чиста - я добивался как мог. И ничего не получилось. Это ведь потрясающий урок смирения. Этим очерчиваются пределы нашего мира. Мы понимаем, что в нашем мире есть ограничения. И не все нам возможно сделать. Мы не волшебники. Мы обычные люди... И вот в этом тупике, а он может длиться годами - так и получается, кстати, - в этом тупике вдруг что-то происходит. Гора идет к Магомету.



Как об этом говорит Алла Пугачева? "Никогда ничего не просите. Придут и сами будут упрашивать"...


Фокусы Поттера к этому явлению конечно отношения не имеют. Забавно как Роулинг хотела пристаканиться к высокой философии. Как мне кажется она только запорола, юридизировала, упростила, запретила полёту фантазии, урезала душу. Это всё равно, что ересь, только не в религиозном, а человеческом понимании. Это случается тогда, когда не хочешь говорить про жизненное смирение. Ну а уж про Бога вообще молчишь(

Наш Иван-дурак своими дарами (как например самоходной печкой) пользовался куда как более умело...)
Tags: Гарри Поттер, Роулинг, литература, фэнтези, чудеса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments